Новости Приамурской митрополии

Источник информации: Приамурская митрополия
9 Января 2015
9 Января 2015 14:07

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВИЯ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ.

Ольга Игоревна Васенко, МОУ СОШ №14, г. Комсомольск-на-Амуре

Аннотация: В статье представлен опыт преподавания школьного курса русской литературы в аспекте традиций православной культуры. Подход автора отличается системностью, соблюдением принципов преемственности и перспективности в обучении, убежденностью в необходимости делать уроки литературы в школе уроками нравственного воспитания, убедительным анализом иллюстративного материала и тонким педагогическим тактом.

Ключевые слова: идеалы Православия, традиции Православной культуры, молитва, идея Преображения.

Сегодня мы часто с горечью отмечаем низкий уровень духовности и нравственности в обществе, особенно сетуем на молодое поколение. И я как учитель литературы также часто задаю себе вопрос: как напомнить подрастающему поколению о святых нравственных нормах? Как сделать достоянием молодых то, что веками определяло менталитет нашего народа. На мой взгляд, ведущая роль здесь должна быть отведена именно моему предмету -литературе. Но количество учебных часов, отводимых программами на ее изучение сегодня, остается явно недостаточным. А ведь именно литературу когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а великий поэт русский А.Твардовский и сами уроки литературы, уроки русской словесности определил как «уроки нравственного прозрения». Вместе с тем сегодня, как никогда ранее, у учителя появилась возможность нового подхода к раскрытию традиционного программного школьного материала. И подхода, как показывает наш опыт, весьма перспективного, – прочтения нашей классики через призму идеалов Православия.

Сегодня появились и стали общедоступными работы ученых-литературоведов, рассматривающих русскую литературу с позиций Православия. Это прежде всего работы М.М.Дунаева (1), И.В.Андреевой и Н.В. Баско (2), Захарова Н.В.(3), и др. В них глубоко доказательно рассматривается возможность и очевидная необходимость именно такого подхода к прочтению нашей классики, ведь классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были всегда освящены идеалами Православия. Главной особенностью великой русской литературы, по мнению этих авторов, является то, что эта литература прежде всего именно православная. В этом ее специфика, в этом сила ее воздействия на человека.

Эти труды и стали методологической основой для разработки нашего проекта «Приобщение к традициям православия через уроки литературы», в котором для нас главными стали принцип системности, преемственности и перспективности, а также принцип обеспечения самостоятельности учащихся в оценке литературных фактов и явлений.

Разговор о православных традициях, как правило, начинаю со знакомства с православными праздниками “Рождество”, “Крещение”, “Сретение”, “Благовещение”, “Вербное воскресенье”, “Пасха”, “Троица, “Успение”, “Покров”, которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия.

Вот на уроке в 5 классе на столе натюрморт: веточка ели, крашеное яйцо, птичка, берёзовая веточка, вода, яблоко. Спрашиваю ребят: «С какими православными праздниками связаны эти атрибуты?» Почти все знают. Отрадно, что православные праздники и традиции возвращаются в русские семьи. Многие ребята участвуют в семейных приготовлениях к Пасхе, Рождеству, на Крещение родители берут своих детей на реку – искупаться в крещенской воде. Но, если дети не слышат об этих праздниках в семье, то пусть они узнают о них на уроке литературы. И даже если в 5 классе нет среди программных произведений упоминания о праздниках, учителю совсем немного времени нужно, чтобы, например, в Благовещение прочитать на уроке стихотворение А.С.Пушкина:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

(1823)

Проводя занятия в 7 классе, я знакомлю детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России.

В рамках изучения обрядовой поэзии в 7 классе дети самостоятельно готовят творческие проекты: «Православные праздники на Руси», «Как праздновали Пасху на Руси?», «Как отмечали Масленицу на Руси?», «Как отмечать Рождество?». Другим предлагаю написать совместное с родителями сочинение «Православные праздники в нашей семье».

Проект знакомит детей с православными праздниками и их традициями, содействует развитию познавательных способностей, формированию нравственных представлений, воспитывает уважение к предкам. В результате православный праздник для ребенка наполняется особым смыслом, отличается особой духовностью. В среднем и старшем звене отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова Н.В.Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии». Русские писатели показывали жизненные события, характеры и стремления людей, соотнося их с евангельской истиной. Они мыслили категориями Православия, и эта православная позиция естественно проявляется в художественном творчестве. Предлагаю учащимся в первую очередь обратиться к молитве и как к древнейшей и, главное, живущей и сегодня поэтической форме, и как к православному обряду.

Изучение молитвы как жанра поэтического произведения начинаем с определения лексического значения слова. Малый академический словарь русского языка дает два значения этого слова: Молитва – 1). Действие от глагола молиться. 2). Установленный текст, произносимый верующими при обращении к Богу, а также при религиозных обрядах. В церковном словаре читаем: «Молитва – просьба, прошение, обет». Но молитва – это не просто слово, это великая духовная сила. «Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питье. Молитва – вода живая…». Эти слова Святого праведного Иоанна Кронштадтского выношу как эпиграф к теме.

На уроках литературы впервые непосредственно сталкиваемся с молитвой Владимира Мономаха при изучении древнерусской летописи «Повесть временных лет». В ходе знакомства с ней представляем ребятам и других родоначальников русской молитвы – летописца Нестора, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского. Учащихся удивляет венец христианского подвижничества - молитва Феодосия Печерского, по содержанию которой им становится понятно, за что дано было ее автору в народном предании прослыть «светильником всея Руси». С этих молитв начинается русская поэзия.

К жанру поэтической молитвы обращались многие поэты и писатели: Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, С.Есенин, А.Ахматова. Есть молитвы просительные, покаянные, благодарственные. Наиболее светлые, возвышенные о помощи не сколько телу, сколько душе. Это просьбы о жизни души, укреплении веры в Бога, даровании молитвы и любви к ближнему.

В 10 классе, изучая философскую лирику Пушкина, мы читаем стихотворение «Отцы-пустынники, и жены непорочны…», являющееся переложением покаянной молитвы Ефрема Сирина, которая читается в дни Великого поста. И, прочитав, размышляем о необходимости покаяния человека в грехах, о роли поста в жизни верующих, о важности этой темы для самого Пушкина.

Разговор о совершенствовании души через молитву продолжаем и при изучении творчества М.Ю.Лермонтова, прослеживая эволюцию молитвенного обращения к Богу лирического героя. У каждой молитвы есть своя история. «Юнкерская молитва» - отразили опыт двух злополучных лет пребывания в Школе гвардейских подпрапорщиков. Герой просит Бога облегчить участь военную. Молитва состоит из пяти конкретных просьб, и это просьба о себе. Поэт еще очень юн. Позднее стихотворение-молитва «В минуту жизни трудную», обращенная к «Теплой Заступнице мира холодного», к Богородице, - просьба уже не о себе, о другом человеке, бесконечно дорогом поэту. Оно посвящено юной красавице Марии Щербатовой, судьба которой очень волновала Лермонтова. В молитве Лермонтова отразилось все, что составляет суть человека – любовь, надежда и вера, вера в благодатную силу молитвы.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Прослеживая далее развитие жанра молитвы мы обращаемся к творчеству Ф.И.Тютчева, где молитва, как искупительное действие, оказывается важнейшим путем приобщения человека к мировой гармонии, к Богу. И, анализируя эти молитвы, обнаруживаем, как непрост бывает путь человека к Богу и самому себе.

В начале изучения творчества А.А.Фета даю задание «Евангельские мотивы в творчестве поэта». Ребятами было найдено много интересного, но особенной находкой для них стало стихотворение о молитве молитв – «Отче наш…»:

Всеобщий нащ Отец, Который в небесах,

Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах

Да прийдет Царствие Твое, да будет воля

Твоя как в небесах, так и в земной юдоли.,

Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,

Прости нам долг, - и мы прощаем должников,

И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,

И от лукавого избави самомненья.

Сравнивая текст молитвы «Отче наш», данный в Евангелии, с фетовским вариантом, мы устанавливаем отличия молитвы как литературного жанра от церковной, и, не умаляя достоинств художественного переложения ее, даем возможность прочувствовать глубину и емкость молитвы, данной нам Христом. Интересными в этом плане оказываются и наблюдения над русской прозой. Молитва присутствует так или иначе почти в каждом из программных произведений. Героям романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» известен путь к общению с Богом через благодатную молитву. Наташа Ростова через молитву учится терпению, состраданию, молится за прощение грехов, за счастье окружающих ее людей. Для княжны Марьи молитва значит все. Она была ее жизненной опорой, ведь жизнь без Бога она себе не представляла. И своими молитвами она спасала окружающих. Вешая князю Андрею образок на шею, она свято верит, что это его спасет. По словам одного из героев, молитва сдвинет гору. Каждому из них она несет что-то светлое, важное. Наташа становится настоящей женщиной, князь Андрей – находит смысл жизни, Марья – успокоение.

В другом знаменитом романе–эпопее ХХ века, в «Тихом Доне», М.А.Шолохова, написанном уже в эпоху социализма, автор также показывает роль молитвы как укрепления духовных сил человека. Изображая нелепость и ужас войны, Шолохов говорит о том, что солдаты надеялись в страшном бою только на Бога, прятали в белье молитвы от ружья и от набегов, «крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родной земли…». Конечно, при огромности художественного мира романа учащимся трудно самостоятельно выделить, заметить эти детали, но в том и заключается роль учителя, чтобы подвести их к этим фактам и дать возможность оценить. Осознать непрерывность традиции православия даже в советскую эпоху –эпоху безбожия.

В жизни человека есть минуты, когда хочется разобраться в себе, подумать о духовном, поразмышлять. Такую ситуацию мы стремимся создать и на наших уроках. Вызывать сопереживание - главная задача литературы как специфического вида искусства. Уникальная возможность для этого возникает на уроке в 11 классе при изучении рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот». В заключение урока мы предлагаем учащимся принять участие в интерактивном действии-молитве. На фоне слайда с горящими свечами произносится молитва о нас: «Я молюсь, чтобы Вы выбрали достойную дорогу в жизни! Я молюсь, чтобы вы стали настоящими людьми, всегда почитали своих родителей, чтобы ваши сердца были благодарны тем, кто вел вас по дороге школьной жизни! Я молюсь за ваш Дом! Пусть в нем царит мир и доверие, здоровье и благополучие. Я молюсь, чтобы Любовь и Добро всегда были в ваших сердцах».

Постепенно ребята начинают понимать, что, совершая православную молитву, человек укрепляет душу, находит успокоение, черпает жизненные силы. Они получают ответ на вопрос об отношениях Бога и человека, о том, что такое молитва и когда она бывает нужна.

В ходе знакомства с литературным материалом обращаем внимание ребят на неразрывную связь молитвы с крестным знамением, которым осеняют себя литературные герои.

Так, в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина на протяжение повествования различные персонажи часто накладывают на себя крестное знамение. Татьяна Ларина, входя в чужой дом, крестится, призывает на помощь Божию благодать. Для русского человека это привычный обряд, это традиция, проявляющаяся на каком-то генетическом уровне. Недаром Есенин в стихотворении упомянет: «И на известку колоколен Невольно крестится рука…». Рука крестится невольно, без понуждения, привычно.

Описание Крестного знамения как символа Божьей защиты красной нитью проходит по страницам многих произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.И.Куприна, М.А.Булгакова, В.И.Белова, В.П.Астафьева. Наблюдения над ними позволяют детям самим найти ответ на вопрос о символическом смысле крестного знамения у православных. Чаще всего слышу ответ, идущий от души: защита, некий оберег. Нередко дополняется такое понимание еще и памятью о страданиях Христа и обращением к нему как к Спасителю мира и человека.

Работая в старших классах, на уроках литературы пытаюсь рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение. Особое место здесь занимает пьеса А.Н.Островского «Гроза», которую можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни.

Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Пьеса «Гроза» показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества, в котором старшее поколение утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу. Отсюда и символическое название пьесы. На уроке по пьесе «Гроза» мы рассматриваем через призму православия причину трагедии главной героини. Вместе с учащимися прослеживаем душевную травму Катерины с момента ее рассказа о жизни в доме матери. При этом ребята отмечают не только поэтичность героини, её мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не всегда бывает глубокой. Однако, в монологе героини о родном доме преобладают представления о подлиной христианской религиозности, которые и являются общим фоном действия практически для всех без исключения персонажей этого произведения. Так, Катерина признается, в девичестве “до смерти я любила в церковь ходить!... Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается!» В церкви в Калинове Борис замечает: «Как она молится!.. Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Главное событие пьесы – измену Катерины – не только Марфа Кабанова, но и сама Катерина воспринимают в качестве греха, требующего покаяния (которое состоялось) и наказания. Без раскаяния Катерина в шестом явлении хочет, но не может молиться: она, согласно ремарке автора, «подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает: – Ах! Ад! Ад!». Героиня поддалась искушению, соблазну:«Лезет мне в голову мечта какая-то. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие».

Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением, нарушившей евангельские заповеди.

При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» необходимо познакомить школьников с притчей о воскресении Лазаря, которая помогает им осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие заповеди Христа нарушают герои романа. Накануне рокового дня главному герою приснился сон – крик его растревоженной совести. Он увидел себя семилетним мальчиком. «Дети – образ Христов. «Сих есть Царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…» - эти слова произносит Раскольников в первом разговоре с Соней после чтения ею Евангелия. Последствия властолюбия и индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли обращается к текстам Священного Писания. Достоевский тщательно и подробно анализирует душевное состояние героя. Ребята говорят о том, что создается впечатление, что писатель материализовал страдания Раскольникова. Нравственные и физические муки свидетельствуют о том, что помраченная грехом человеческая природа хочет вернуть свое первоначальное состояние, воссоединиться с Творцом, от которого она отпала.

Рассматривая повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник», отмечаем с ребятами особенности характера главного героя Ивана Флягина. Говорим о том, что одиночество героя не безусловно: это странник не простой, но «очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт существенный смысл. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок. О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать вымолила сына у Бога и, родив его, умерла. В душе Флягина заложен изначально некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется свобода действий и поступков героя. Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». (С нею мы тоже знакомим ребят). По образу жизни своей это странник – беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен её православно-христианской верой.

«Есть лишь одна мера хорошего или дурного - мера, данная Христом», - эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир». «Что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть?» – эти вопросы задает себе Пьер Безухов, мучительно ищет ответа на них и обретает истину именно на пути к Богу.

Евангельские мотивы мы находим и в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Идея Преображения – одна из коренных идей православия. В жизни Христа был день, когда он с учениками взошел на гору Фавор и «преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, одежды сделались белым как свет». Сын Человеческий «открыл своим ученикам, свою божественную сущность, то, что он «Сын Бога Живаго». По стихам Юрия Живаго, которые Б.Пастернак поместил в конце романа, мы знаем, что этот день «Шестое августа по старому стилю». Это очевидная подсказка для нас, кто же такой доктор Живаго, откуда взялась его странная фамилия и что стоит за его гамлетовской нерешительностью. В этом заключается символический смысл евангельских сюжетов стихотворений героя: «На страстной» (Пасха), «Август» (Преображение), «Рождественская звезда» (Рождество). «Чудо» с его категорическим утверждением: «Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог».

В имени, отчестве и фамилии героя (Юрий — Георгий Андреевич Живаго) есть и иные символические смыслы: Юрий – победоносец – победитель змея — зла, символ русской Государственности, герб города Москва. Отчество Андреевич — восходит к Андрею Первозданному, одному из 12 апостолов Христа, по преданию, дошедшего с проповедью его учения до языческой Киевской Руси.

Никогда не оставляют равнодушными читателей-старшеклассников и евангельские главы «Мастера и Маргариты». Библейская история предательства Иуды, решение Понтия Пилата находят подтверждение в Евангелии. Эффект от чтения фрагментов его на уроке очень хороший: Булгаков не сам придумал эту «нелепую» историю, а за основу взял историю из Нового Завета, историю в реальности которой сегодня нет сомнений даже у историков.

При изучении этого романа часто обращаю внимание на выражение глаз старшеклассников, на их одухотворенные лица. И с болью думаю, что многие из них нигде больше, кроме этих уроков литературы, не услышат о Христе, не приобщатся к великому наследию нашей православной культуры, нашей веры. И тем значимее становятся школьные уроки литературы, на которых мы должны и обязаны сделать так, чтобы традиция православной культуры становились понятными и востребованными нашей молодежью.

Прослеживая традиции православной культуры, которые пронизывают художественную ткань лучших, выдающихся произведений русской литературы, школьники на наших уроках оказываются готовыми самостоятельно ответить на проблемные вопросы того или иного произведения:

  • Можно ли быть счастливым человеком без веры? (А.С.Пушкин: от «Безверия» к «Отцам-пустынникам»)
  • Нужно ли родительское благословение и венчание для вступающих в брак? (А.С.Пушкин, «Метель», «Капитанская дочка»).
    • Как стать счастливым, несмотря на обстоятельства жизни… (И.С.Тургенев, «Живые мощи»)
    • В чём заключаются причины духовного кризиса человека? (Ф.И.Тютчев, «Наш век» и др.)
    • Можно ли исправить Иудушку? (М.Е.Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы»)
    • Как проявляется всепобеждающая сила молитвы? (Л.Н.Толстой, «Война и мир»)
    • Что такое вечность? (А.П.Чехов, «Студент»)
    • В чём смысл жизни? (А.М.Горький, «Ма-аленькая!..»)
    • Какую Россию «потерял» XX век? (И.С.Шмелёв, «Лето Господне»)
    • Как в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» отразились христианские заповеди?
    • Как в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» отразился образ России- праведницы, России-мученицы?
    • Можно ли считать православной поэзию Николая Рубцова?
    • Наш опыт преподавания литературы в школе в контексте русского православия способствует духовно-нравственному становлению личности, приобщению к православной традиции, основам православной веры. При этом у учителя литературы есть уникальная возможность очень тонко и осторожно корректировать взгляды своих учеников, помогать им решать важные вопросы бытия, принимать решения. Но не стоит забывать: беседа о важнейших духовных ценностях требует от учителя особой деликатности и особых знаний, особой подготовки, в том числе и духовной. Учитель, преподающий литературу с православным акцентом, должен уметь преподнести материал в интересной и доступной форме, чтобы дать возможность ученику самому осознать мудрость старой народной пословицы: «Без Бога ни до порога».

      Литература:

      1 Дунаев М.М. «Православие и русская литература». – М: «Христианская литература», 1996.

      2. Андреева И. В., Баско Н. В. Традиции православия в русской литературе [Электронный ресурс]// Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: "Филология", 1998. - Вып. 5. - 124 с. ISBN 5-7552-0124-

      3. Захаров Н.В. Православные корни русской классической литературы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4 – Культурология. URL: http: www. zpu-journal.ru/ezpu/2008/4/Zakharov/

      4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005