Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Барнаульская епархия
27 Сентября 2013

27 декабря православные отмечают Крестовоздвижение – второй по счёту праздник в цикле двунадесятых церковных торжеств, то есть двенадцати главных праздников года, в соответствии с юлианским календарём.

Богослужение в Покровском соборе на Крестовоздвижение. Фото: Михаил Хаустов, fotki.yandex.ru/users/khaum-john.

Накануне, 26 сентябя в Покровском соборе Барнаула епископ Барнаульский и Алтайский Сергий провел богослужение (новые сутки в православии считают с пяти часов вечера, поэтому праздник Крестовоздвижения начался еще вечером в четверг).

А в пятницу православные верующие собрались в парке "Изумрудный", разбитом на кладбище, у планетария, который находится в здании, где некогда была Крестовоздвиженская церковь. Здесь был совершен молебен и панихида по усопшим на этом кладбище.

Фото и видео: Фёдор Клименко

Напомним, что РПЦ выступает за возвращение здания обратно верующим. Впервые в XXI веке это здание окропили святой водой в сентябре 2006 года. Тогда же было решеносоздать новый планетарий в Барнауле в районе Старого базара, а прежнее здание передать РПЦ. Новый планетарий (см. его макет) должен был появиться в 2008 году. Однако этот проект не выполнен до сих пор.

Справка

Происхождение праздника связано с торжеством христианства во время правления Константина Великого (IV век), построившего на месте Голгофы и гроба Господнего храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало внимание христианских богомольцев, но в начале II века император Адриан, враждебно относившийся как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, сравнял Голгофский холм, засыпал пещеру святого гроба и построил там храм Венеры,пишет hram-alethriko.ru.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. "Снимали пласт за пластом – пишет современник событий, христианский историк Евсевий, – и вдруг глубоко в земле, вне всяких ожиданий, оказалась пустота, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения”. Это была пещера гроба Господнего. Император предоставил иерусалимскому епископу Макарию средства для сооружения над пещерой храма.

Спустя некоторое время Палестину посетила престарелая уже мать императора Константина, Елена. Евсевий не сообщает о том, что ей удалось найти настоящий Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже почиталась в Иерусалиме. Святой Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно свидетельства Иоанна Златоустого признаком, по которому узнали что это именно Крест Господний, была надпись на нём. В начале V в. Руфин уже уверенно связывал находку с именем святой Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест, и нашла его закопанным в земле близ Голгофы.

Как только царица Елена прибыла в Иерусалим, по её указанию были продолжены раскопки на том месте, где пострадал Христос. Обретение Креста Христова было делом нелёгким: требовалось много молитв, воздыханий, слёз, трудов и поисков людей, которые могли пролить свет на то, где же нужно искать величайшую святыню христианства…

Но вот из земли были извлечены несколько крестов и та самая табличка с надписью, которая находилась на Кресте Иисуса Христа. Не было возможности определить с достоверностью, который из найденных крестов был подлинным - тем, на котором пострадал Сам Господь. Узнан и определён был Крест благодаря совершившемуся при нём чуду. По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и чтобы испытать крест, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, вырытые из земли кресты были приложены к покойнику. Когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

В том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. В соответствии с иудейским обычаем орудия смертной казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Известно, что благолепное тело Спасителя было предано погребению в новом гробе, предоставленном для этого учеником Господа, а Крест Христов был захоронен рядом с телами двух разбойников.

Почитание Честного (то есть драгоценного) Креста имеет большое общехристианское значение. В честь обретённой святыни и был установлен праздник Крестовоздвижения.

http://altapress.ru/story/116780