Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Барнаульская епархия
1 Августа 2011

С 20 по 28 июля, по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима, прошествовал по дорогам Республики Алтай крестный ход «По следам миссионеров алтайских». Это случилось уже в пятый раз. И каждый раз маршрут крестного хода был уникален и неповторим. На этот раз мы прошли от с. Маймы через с. Кызыл-Озек – с. Карым – с. Усть-Сему – с. Чергу – с. Кукуя – с. Барагаш – с. Белый Ануй до с. Черный Ануй. В общей сложности отшагали около 200 километров – с хоругвями, крестами, большими (несли на носилках) и малыми (на груди) иконами. Численность колонны варьировалась примерно от 105 до 135 человек – кто-то прибывал уже на маршруте, а кто-то по разным причинам убывал. Были паломники из Москвы, Барнаула, Горно-Алтайска, Маймы, Шебалино, Черги, Усть-Пристани, Аи, Новосибирска, Новоалтайска, Томска, Прокопьевска, других городов и весей. Был Володя Шарапов, прошедший многими крестными ходами по дорогам Святой Руси. Был монах Кирион, ставший своего рода символом крестных ходов Барнаульской епархии.

Крестный ход начался накануне празднования (8/21 июля) явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), его середина пришлась на празднование святой равноапостольной княгини Ольги, а окончание – на день святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси и великого государственного деятеля, заложившего основы православной государственности. Как видим, все три события промыслительны в истории России. Как пишет сайт «Православие.Ru», «Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло вместе с государством Российским до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону». Казанская икона Божией Матери спасала Святую Русь в самые катастрофические периоды ее истории – во время страшной смуты 1612 года, во время нашествия Наполеона, в годы Великой Отечественной войны. «Когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе».

В 1812 году разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной иконой Божией Матери. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!». Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

В время Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской иконы вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, все эти требования по приказу Сталина были неукоснительно исполнены. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили, по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

И главной заступницей земли алтайской также является чудотворная Казанская (Коробейниковская) икона Божией Матери. В этом смысле, по словам благочинного Горно-Алтайского округа и руководителя миссионерского отдела Барнаульской епархии иерея Георгия Балакина, крестный ход «По следам миссионеров алтайских» является продолжением крестного хода в с. Коробейниково.

Что касается равноапостольных великой княгини Ольги и крестителя Руси великого князя Владимира, то никто столько не сделал для воцерковления русского народа и становления православной русской государственности, как они. Поэтому крестный ход «По следам миссионеров алтайских» связывает воедино образ Божией Матери с великими именами создателей Святой Руси и просветителей земли алтайской – святителем Макарием и преподобным Макарием – апостолами алтайскими.

О святых княгине Ольге и князе Владимире много проникновенных слов сказал в своих проповедях иерей Георгий Балакин, чтобы их пересказать, нужно написать отдельную статью.

Пастыри добрые

Прошел с нами часть пути и возглавил все три Божественные литургии (в Майме - в храме Святого Духа; в Черге - храме Покрова Божьей Матери; и в с. Черный Ануй – Свято-Троицком храме) благочинный Горно-Алтайского благочиния и руководитель миссионерского отдела епархии иерей Георгий Балакин. Руководителем крестного хода «По следам миссионеров алтайских», как и в прошлые годы, был помощник благочинного по работе с молодежью и штатный клирик храма Преображения Господня (г. Горно-Алтайск) иерей Лаврентий Донбай. Несколько позже к нам примкнул иерей Павел Тайченачев – помощник благочинного по миссионерской работе. Встречали нас в Черном Ануе благочинный Онгудайского округа иерей Сергий Коробейников и настоятель храма иерей Вячеслав Аминов (последний также встречал нас и в Белом Ануе). Некоторое время пребывал с нами иерей Николай Шмидтке из Чемала (церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"). Колонну сопровождали казаки из Маймы и Горно-Алтайска. С ними мы чувствовали себя гораздо увереннее. Спаси их Господи! Безусловно, на священнослужителях – организаторах крестного хода – лежала огромная ответственность за благополучный исход этого предприятия. Особый груз лежал на плечах иерея Лаврентия Донбая. Все было организовано великолепно: крестоходцы структурированы – поделены на десятки во главе с десятниками, пел клирос, хоругвеносцы несли хоругви, ответственные за пение Иисусовой молитвы подавали сигнал красными флажками для синхронного пения. Своевременно назначались повара, костровые. Была определена группа медиков, которые лечила различные недуги, в основном это были травмы ног (мозоли). Также работали летописцы и фотографы. Всем именинникам, а также тем, у кого были дни рождения, вручались подарки и были пропеты «многие лета!» Также были организованы автобусы, на которых можно было добраться до Горно-Алтайска, в том числе один бесплатный. Группа барнаульцев отправилась домой на заказном автобусе, организованном молодежным отделом епархии (иерей Александр Абрашкин).
Нельзя не отметить – и это не только мое мнение – тот факт, что в Республике Алтай по милости Божией собраны высокообразованные пастыри, проповедями которых заслушивались видавшие виды крестоходцы. Особенно хотелось бы отметить насыщенное глубоким историческим знанием пастырское слово иерея Георгия Балакина, ежедневные проповеди иерея Лаврентия Донбая и более редкие, но не менее проникновенные проповеди иерея Павла Тайченачева.

Крепкие тылы

Хорошо известно, что без крепкого тыла нет сильной армии. А крестный ход – что военный поход, только война здесь ведется с духами злобы поднебесной. И крепким надежным тылом в этом, как и в прошлых крестных ходах, стала семья Клепиковых, прежде всего Леонид Петрович и Ольга Васильевна. Об этом, подводя итоги крестного хода, не преминул отметить иерей Лаврентий. Леонид Петрович предоставил в распоряжение крестоходцев свой автофургон для перевозки вещей и продуктов, а Ольга Васильевна стала настоящей хозяйкой, без которой не обходилась подготовка ни одной трапезы. Спаси их Господи!

Как туристка Елена стала крестоходкой

Я невольно сравнивал этот крестный ход с прошлогодним «Майма-Онгудай». На первый взгляд казалось, что поход 2010 года был труднее во всех смыслах: и по времени (на один дневной переход больше) и по расстоянию (на 45 км дальше), и по маршруту (много перевалов, часто по бездорожью, иногда по болотам, почти каждый день лили дожди, порой даже град и снег). А в этом году в основном шагали по накатанным грунтовым и насыпным дорогам, а то и по главной автомагистрали республики – Чуйскому тракту. Но сравнительная легкость этого пути оказалась обманчивой. Я это почувствовал, когда пришли в Черный Ануй – конечный пункт крестного хода. В какой-то момент на меня вдруг навалилась страшная усталость. Наступила реакция за все пройденные дни. Шли-то Божией силою, а когда пришли, Господь на некоторое время отнял свою благодать, и тут я прочувствовал всю свою немощь. Но когда 29 июля утром я проснулся в своей постели уже дома, в Барнауле, то почувствовал необыкновенную радость. Это было ощущение присутствия Божия, Его неизреченной любви и милости. Душа пела так, как она пела когда-то в далеком детстве, когда мне было 4-5 лет, и я был безгрешен, как все дети этого возраста. И тут я вспомнил беседу с двадцатитрехлетней студенткой Еленой, с которой мы шагали все эти дни плечом к плечу и вместе пели Иисусову молитву. Сама она – дитя туризма (ее родители познакомились в турпоходе) и за ее плечами – многолетний опыт туристических походов. А вот этот крестный ход – первый в ее жизни.

Я спросил ее, в чем, по ее личным ощущениям, отличие туристического похода от крестного хода. Она ответила так: «Возвращаясь из туристического похода, я ощущала некую пустоту, боль от расставания с близкими людьми. А сейчас у меня в душе мир и гармония». Кстати, Лена впервые в своей жизни в этом крестном ходе сподобилась великой Божией милости: причастилась Святых Христовых Таин, причем дважды.

Действительно, крестный ход вмещает в себя все преимущества туристического похода: созерцание красот природы, общение с близкими по духу людьми, совместные трапезы и песни у костра, преодоление трудностей:

…И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.

Турпоход зачастую объединяет романтиков-бессребреников, которым обрыдла земная суета: поклонение мамоне, бессмысленная погоня за материальными прелестями, за богатством и властью.

Все это включает в себя и крестный ход, который вместе с тем неизмеримо богаче, так как вмещает в себя духовную составляющую человеческой жизни – его связь с Богом. Человек как духовное существо способен обрести мир и гармонию только в единении с Богом. Никакие блага мира, никакое общение с природой и близкими людьми не может наполнить душу человеческую ощущением полноты бытия. Это может сделать только Сам Господь Бог наш Иисус Христос, во Святой и Единой Троице славимый и поклоняемый. Он же есть и высшее проявление Красоты. И когда Достоевский устами князя Мышкина произнес свою знаменитую фразу из романа «Идиот» «красота спасет мир», он имел в виду не просто некую абстрактную «красоту», а красоту Христа.
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Мог ли не пребывать Господь наш Иисус Христос между крестоходцами, числом более ста человек, которые шли и непрестанно творили Иисусову молитву?!

После этого крестного хода Елена сказала, что она теперь летом будет ходить в крестные ходы. Если, конечно, Господь сподобит.

По монастырскому уставу, или Великолепный чтец

Ответственным за чтение во время трапезы был Андрей Юрьевич Труш – гость из Томской епархии (отдел катехизации и образования). Этот яркий и артистичный человек, обладающий незаурядным чувством юмора, побывав впервые в нашем крестном ходу (Майма-Онгудай) в прошлом году, похоже, «заболел» крестным ходом и Алтайскими горами и вновь прибыл к нам в этом году. Его назначили ответственным не только за чтение, но Андрей также нес ряд других послушаний, в частности, подавал сигналы флажком для синхронного пения Иисусовой молитвы. На мой взгляд, Андрей Труш стал одной из достопримечательностей нашего крестного хода – веселый, крепкий, подтянутый, зажигательный. Я по возможности старался подсаживаться поближе, когда он читал «Слова» старца Паисия Святогорца – мое любимое чтение (полагаю, не только мое, но и многих крестоходцев). В то время как другие крестоходцы уплетали вкусную трапезу, Андрей Юрьевич, наступив на горло своему аппетиту, кормил нас духовной пищей. В крестном ходе все промыслительно, и мне запало в душу слово старца Паисия из его четвертой книги «Слов» «Семейная жизнь» «Ревность отравляет сильную любовь женщины»:

«– Геронда, почему страсть ревности присуща женщинам в большей степени, чем мужчинам?
– Женщина от природы имеет много доброты и любви, и диавол сильно на нее нападает: он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда ее любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину. И если для мужчины достаточно, чтобы с глаз исчезло нежелательное лицо, то женщине, которую Бог сотворил более эмоциональной, этого недостаточно, ей бы хотелось, чтобы оно умерло. То есть... чтобы уж наверняка!

Злоба женщины, когда в нее входят ревность и упрямство, может достичь демонической степени. Женщина должна бояться ревности. Она обязана удалить свое «я» из своей любви, чтобы ее сильная любовь была чистой.

– Как этого можно достичь?

– Если преодолеть мелочность и взрастить духовное мужество, духовное благородство и жертвенность. Благородство - это противоядие ревности. Но, к сожалению, у немногих есть благородство».

Эти слова старца, мне кажется, помогают лучше понять женскую душу, чем многие монографии наших ученых психологов.

В этой связи невольно вспомнилась евангельская притча о грешной женщине, которая слезами омыла ноги Христа, отерла их своими волосами и помазала драгоценным миром. Она много возлюбила, и потому ей многое простилось. А хозяин дома, фарисей Симон, хотя был и менее грешным, но имел гораздо меньше любви - не дал на ноги Гостю воды, не помазал Ему голову маслом и не дал Ему целования (Лк. 7, 44-47).

Тайна Иоакима и Анны

Во время одного из чтений Паисий Святогорец приоткрыл тайну святых Иоакима и Анны:
«– Геронда, расскажите нам что-нибудь о святой Анне и о святом Иоакиме, о Богоотцах...
– С детского возраста я относился к святым Богоотцам с великим благоговением. Я даже просил о том, чтобы в монашестве мне дали имя Иоаким. Сколь многим мы им обязаны! Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования.

Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна.

Римо-католики впадают в прелесть. Якобы от благоговения они верят в то, что Божия Матерь родилась, не имея первородного греха. Тогда как Она не была освобождена от первородного греха, но родилась именно таким образом, каким Бог хотел, чтобы люди рождались после творения. Она была Всечистой, потому что Ее зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись [как супруги] – не по плотской похоти, но по послушанию Богу. Я убедился в этом после одного чудесного события, которое пережил на Синае».

И далее старец Паисий говорит: «Бог «сотвори вся добра зело». Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина – к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, а поэтому не решались бы вступить в брак.

После падения первозданных некоторые люди могут иметь мирское мудрование на пять процентов, другие – на десять, на тридцать и так далее. Но где сегодня найдешь людей, у которых мирского мудрования было бы только пять процентов, – то есть людей с чистым целомудренным мудрованием!» Тем не менее, Паисий Святогорец утверждает, что «всем людям от Бога дана возможность достичь бесстрастия – если они предпримут любочестный подвиг». Главное – помнить, что человек – не одна только плоть, но и дух. Суть подвига заключается в том, чтобы подчинить плоть духу. «Супруги обязаны подвизаться в воздержании, чтобы не передать плотскую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности. Это происходит потому, что он наследует от родителей плотское мудрование».

Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лук. 12, 31)

На третий день вечером мы миновали с.Усть-Сему и остановились на ночлег в бывшем пионерском лагере «Орленок», который ныне, как и многое другое, отнят у детей и отдан бизнесменам в частные руки под турбазу. Лагерь поражает своими масштабами: много корпусов, большая живописная территория, окруженная лесом и горами – в советские времена дети действительно были «привилегированным классом». Вся эта красота стоит на крутом берегу Катуни, впрочем, сама Катунь отгорожена от лагеря забором из сетки-рабицы. Здесь мы пережили один из лучших вечеров крестного хода: отдых, вкусную трапезу, устроились на ночлег с друзьями в одной из комнат большого ветхого корпуса, традиционно заварили травяной чай в котелках. А потом нас пригласили в баню, расположенную на высоком берегу Катуни, а рядом с небольшой банькой под навесом оказался душ с холодной водой, где после парной можно было охладиться. О таком можно было только мечтать. Напарившись вволю, мы с братьями умиротворенные шли к жилому корпусу, и тут я вспомнил слова Господа: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». Так все и было.

Действительно, мы шли и только молились все эти дни крестного хода, а все земное Господь давал нам Своей щедрою десницей: практически ежедневно предлагалась баня, нас повсеместно встречали хлебом-солью, накрывали столы вкусной трапезой, предлагали ночлег. Чего только мы не вкусили в эти дни: свежий мед - обычный, в сотах, и даже с пчелами; молоко, кефир, простоквашу, сметану, творог, сливки; сыр, колбасу, супы с маральим мясом и бараниной, плов, каши, пирожки с картошкой, морковью, свеклой, плюшки, печенья, пряники и прочую выпечку; арбузы, яблоки и иные ягоды и фрукты, варенья, соленья, овощные салаты, свежие огурцы и помидоры. Причем, изо дня в день трапеза становилась все изысканней и вкуснее.
Я уже не говорю о тех красотах, которые мы лицезрели в этом Божьем во многом девственном и нехоженом краю. Нас окружали горы, то здесь то там шумели прозрачные быстрые речушки, вокруг расстилались альпийские луга, покрытые ковром цветущих трав. Склоны гор одевались хвойными лесами, впрочем, кое-где основательно вырубленными.

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)

Но самое главное, что незримо присутствовало в крестном ходу – это совершенно особенная атмосфера, царившая здесь между людьми. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн. 13, 34-35). Незримое присутствие Господа смягчало наши сердца, и они открывались для любви. Наша десятка, в которую вошли барнаульцы Андрей, Максим, Владимир, Петр, Дионисий, Елена, Наталья, рубцовчанин Никита, Александр из Прокопьевска, Ирина из Шебалино, Андрей из Томска, необыкновенно сдружилась. Позднее, начиная с Черги, появились сестра из Томска по имени Ника – студентка филфака ТГУ и, как большинство филологов, человек «не от мира сего», конечно, в хорошем смысле слова. Безусловно, романтиками и бессребрениками могут быть люди самых разных профессий, но чаще всего таковых я встречал в университетской среде среди филологов, искусствоведов, географов и представителей некоторых других наук, изучение которых не сулит быстрого и легкого обогащения (И полную им противоположность являли прежде всего экономисты, журналисты, пиарщики, реже – юристы, психологи, социологи…). Мы вместе выбирали места для ночлега, совместно трапезничали, часто за трапезой сообща пользовались одними ложками, кружками и чашками, не деля на «мое» и «твое», а по вечерам устраивали чайные посиделки, во время которых выпивали по два котелка зеленого чая с добавлением роскошных местных трав (душицы, зверобоя, зизифоры, мяты, белоголовника, иван-чая, гвоздичника, курильского чая, листьев черной смородины и др.). Эти чаепития стали традиционными, за нашим чаем приходили многие крестоходцы, и мы никому не отказывали ни в напитке, ни в общении. Нам было так хорошо, как не бывает в миру. И когда крестоходцы вернулись из похода домой, они словно опустились с третьего неба, где слышали глаголы неизреченные, на землю, вновь окунувшись в жесткий, холодный, расчетливый мир обыденности. И от этого мира – после того, горнего, просто оторопь берет.

Ах ты, молодость…

Молодых братьев и сестер в крестном ходу было много. Почему так, я не знаю. Господь призывает Своими, неисповедимыми для нас путями. Я уже называл некоторые имена. Вот студентка Елена, которая туристка, учится на врача в АГМУ. Вот выпускник школы из села Зеленая Дубрава (рядом с Рубцовском) Никита, он подал документы на поступление в АлтГУ или АлтГТУ, так что это без пяти минут студент. Вот двадцатилетний Дионисий – работает слесарем на ТЭЦ-3, заочно учится в АлтГТУ, недавно отслужил в рядах Российской Армии. Сейчас там служат один год. Полгода Дионисий провел в учебке, где готовят сержантов, за это время два раза возили на стрельбище, стреляли из автоматов и гранатометов. Много это или мало – судите сами. Вторые полгода служил в Смоленске, где не стрелял ни разу, а вся жизнь состояла из выполнения различных послушаний, в основном, трудовых. За это время овладел различными ручными операциями – от копания лопатой до деревообработки. В армии было ощущение своей ненужности. Иногда солдат забывали покормить. Но Господь и там промыслительно вел к вере. В Смоленске Денис любовался величественными православными храмами, которые давали некую отраду душе. И вернувшись домой, стал воцерковляться. По сравнению с армией крестный ход – это земля и небо. Здесь, в крестном ходу, ощущаешь свою нужность, прежде всего Господу. У Христа нет лишних людей, нет конкуренции, каждому в Церкви, которая есть мистическое тело Христово, найдется свое место и свое послушание. Но есть и общее с армией. Крестный ход – это военный поход, только враг здесь – духи злобы поднебесной.

Мы шли через Майминский, Чемальский, Шебалинский и Усть-Канский районы. Наиболее богатый, наверное, Чемальский район, где протекает Катунь, особый мягкий климат и потому здесь курортно-туристическая зона. По мере удаления от этих мест все беднее становились селения, а климат – более контрастным: ночи – холоднее, а дни - жарче. Впрочем, на последнем перевале – между Барагашем и Белым Ануем – мы основательно замерзли. В Черном Ануе некоторые дома на улице, по которой мы шли, похоже, пустовали, огороды заросли лопухом и крапивой.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!.. (Ф.И. Тютчев)

Отрадой было то, что нас здесь ждал новый высокий и красивый бревенчатый Свято-Троицкий храм с маковками куполов и крытой железом кровлей. Внутри храма был скромный иконостас и застеленный некрашеными досками пол, но именно здесь я почувствовал необыкновенную радость от того, что пришел в свой родной дом. И эта светлое благодатное чувство не покидает меня до сих пор.

В заключение…

Хотелось бы выразить благодарность владыке Максиму, благословившему этот крестный ход, благочинным иерею Георгию Балакину и иерею Сергию Коробейникову, а также главному организотору крестного хода иерею Лаврентию Донбаю и его помощникам иерею Павлу Тайченачеву и иерею Вячеславу Аминову, на плечи которых легла ответственность за организацию крестного хода. Спаси Господи вас за ваше терпение к нам, многогрешным, за ваши любовь и труды. Спаси Господи семью Клепиковых, которые не покладая рук трудились в крестном ходе, обеспечивая этому военному походу крепкие и надежные тылы. И, конечно, хочется выразить благодарность всем тем, кто шагал в эти незабываемые дни рядом по горным дорогам, за совместные молитвы, за любовь и дружбу, за все то доброе, что мы испытали, собравшись здесь во имя Христово.

Владимир Клименко