Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
13 Декабря 2019

В отделе редкой книги в библиотеке им. Н.М. Ядринцева открылась выставка «Путь Рождества: как рождественская елка в России стала новогодней». Она будет работать до 23 января.

Такой формат экспозиции здесь выбрали впервые, несмотря на то, что перед зимними праздниками здесь не первый год выставляются новогодние экспонаты. Отличие выставки «Путь Рождества: как рождественская елка в России стала новогодней» в том, что здесь можно проследить все исторические этапы: популярность Рождества Христова в царской России и трепетное отношение к нему всех слоев общества, «убийство» вековой традиции большевиками, включая запрет на празднование Нового года и дальнейшую «реабилитацию» торжества, только в угодном для властей виде. И последний этап, который длится до сих пор, - возрождение традиций Рождества Христова и укрепление их в современном обществе.

То, что происходило на каждом этапе за последние сто с лишним лет, можно проследить по экспонатам. Здесь и открытка с изображением маленького Цесаревича, и фотографии состоятельных семей, которые устраивали на Рождество костюмированные представления и праздники для бедных, и годы воинствующего безбожия, когда детей заставляли ходить с транспарантами «Долой рождественскую елку!», и приказ о праздновании советского Нового года с 1935 года, и эволюция елочной игрушки, и различные книги и пособия по организации торжества новолетия.

Об экспонатах и цели выставки рассказали устроители - протоиерей Константин Метельницкий, преподаватель отечественной истории и истории Русской Православной Церкви Барнаульской духовной семинарии изаведующая отделом массовой и экспозиционной работы Центральной городской библиотеки имени Николая Ядринцева Ирина Миллер.

Рассказывает протоиерей Константин Метельницкий:

- Мы хотели показать, как этот праздник изуродовали в годы советской власти и ответить на животрепещущий вопрос: почему в Европе этот праздник отмечают 25 декабря, а у нас 7 января? Собственно, практически все экспонаты об этом и рассказывают. О том, какой была ситуация в стране и отношение к празднику до 1917 года, затем, как относились к Новому году до 1935 года, когда почти 20 лет праздник, даже светский, был поругаем и, конечно, о том, как Новый год и Рождество «вернулись», но уже поменялись местами. Сейчас, если взглянуть на уличные плакаты и открытки, то, что мы читаем? «С Новым годом и Рождеством!», а не наоборот, как сложилось исторически.

На первом месте вот уже более 100 лет Новый год! Но ведь это совсем не так. Этот праздник, по указу царя Петра Первого, начали отмечать только с 1700 года. Он повелел «в связи с Новым годом и вековечным веком украшать ворота домов ветвями еловыми, сосновыми, можжевеловыми. Устроять стрельбу из пушек и мушкетонов». Но здесь речь идёт о том, что Новый год перекочевал на 1 января!

Россия жила по календарю такому же, как в других странах, сначала Рождество, а потом Новый год. Мы, в общем-то, на Алтае не отставали от Петербурга абсолютно. В литературе упоминается письмо одной барнаульской дамы, жены горного инженера, которое она писала подруге в Питер. Там говорится, что здесь тоже, а это середина 19 века, ставят и украшают в домах елки.

Думаю, это были одни из первых елок вообще в Сибири. А почему? А потому, что Алтай был тесно связан с Питером. Серебро плавили по 16 тысяч кг в год и 4-5 раз за год его увозили в Петербург. Горные инженеры сопровождали ценный груз и поэтому смотрели, как устроена жизнь в столице, что-то перенимали, привозили не только наряды женам, игрушки детям и другие материальные покупки, но и традиции, уклад.

Вот, в частности, в кондитерских магазинах и увидели, судя по всему, елки. Они тогда устанавливались там, так как украшались, в основном, только съедобными «игрушками» - мандаринами, орехами, пряниками, даже бубликами. И вот возвращались горные инженеры на Алтай из столицы и говорили: а давайте также сделаем! И к ним прислушивались и делали, не хотели отставать, и это тоже входило в моду, становилось неотъемлемой частью жизни.

Кстати, из нашего алтайского серебра, по указу императрицы Елизаветы, сделана гробница святого благоверного князя Александра Невского. Не на монеты, не на что-то еще! Вдобавок, она пешком ходила на богомолье, что тоже говорит о силе веры православной на всех уровнях, во всех слоях общества.

Барнаул, бесспорно, был самым культурным городом Сибири и именно его великий путешественник Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский назвал Сибирские Афины.

Еще одна причина, по которой питерские традиции у нас приживались, – достаточно богатое купечество, которое проживало на Алтае. Например, хозяин Иткульского спиртзавода организовывал еще в те времена медосмотры работников, приглашал фельдшеров, а еще занимался благотворительностью, устраивал праздники для рабочих детей, в том числе и с подарками на Рождество.

Ленин – великий ум и то, что происходило, очень похоже на тщательно продуманный план. Этого не отнять. Но ни один самый гениальный человек не мог предусмотреть, что будет через сто лет.

Главная борьба была – борьба с Богом. Нужно было бороться со всеми религиозными проявлениями и всеми возможными способами.

Но не получалось у властей полностью изжить этот праздник. В 1999 году вышла в России «Большая книга Рождества», фундаментальное издание, в котором собраны, в том числе, воспоминания. Так вот по воспоминаниям известной детской писательницы и прекрасной переводчицы Ирины Токмаковой, в Москве в 1932-33 гг. знакомый дворник шел и рубил елку, потом засовывал в мешок и приносил в дом. Там по частям ее собирали, сколачивали, накладывали своеобразные «шины» на ствол, чтобы она превратилась в новогоднюю красавицу. Все это было тайно, иначе грозило наказание. Рассказ-воспоминание Токмаковой так и называется «Запрещенная елка».

Один известный алтайский политик, который уже скончался, рассказывал, что ему в детстве, в 1933-34 гг. родители точно также из-под Барнаула привозили тайно елочку и ставили ее за закрытыми ставнями.

В 1935 году власти поняли, что традицию не победить и запреты не помогают, решили встать во главе праздника. Появилось в прессе, якобы практически случайное, письмо первого секретаря ЦК ВЛКСМ, который призывал устроить детям праздник и устроить ПРАВИЛЬНУЮ елку. Так Новый год вернулся, но уже под диктатом чиновников. О Рождестве, конечно, еще речи не было.

Очень быстро детей с транспарантами «Долой буржуазную елку!» и призывами бороться с Рождеством сменили ребятишки со смеющимися лицами на плакатах. Фоном стали украшенные красными флажками, парашютистами и пятиконечными (вместо Вифлеемских!) звездами елки. Вместо святочных рассказов появились «сказочные новогодние истории» и т.д. Вскоре начали устраивать праздники и в Кремле, куда попадали самые лучшие. Их советский Дед Мороз, одетый в красный кафтан вместо синего, одаривал подарками. Как правило, упакованы они были в жестяные коробки, которые потом можно было использовать для разных нужд. Во многом благодаря прочности материала такие коробки сохранились и до наших дней. Несколько экземпляров представлены на выставке.

Совершенно не соответствующие действительности рисунки – это «Ленин и дети на елке». Не было такого никогда!

У нас в семье коллекцию начала собирать мама, потом папа, затем уже я, а теперь мои дочери. Видимо, генетическая предрасположенность.

Самый ценный для меня экспонат – новогодняя книга, выпущенная в год моего рождения, она называется «Круглый год».

Есть упаковка от бенгальских огней 1967 года выпуска, я помню, что покупали их в Детском мире на улице Советской в Барнауле. Люблю старые книги еще и потому, что вместо закладок люди нередко используют обертки, календарики, какие-то бумажки своего времени, которые незаметно становятся историей. Так, я однажды в своей же книге случайно нашел обертку от шоколада «Аленка», выпущенную еще 50 лет назад.

Рассказывает заведующая отделом массовой и экспозиционной работы Центральной городской библиотеки имени Николая Ядринцева Ирина Миллер:

- В советское время Новый год был единственный не идеологический праздник!

Выставка интересна всем – и детям, и молодежи, и взрослым, и, конечно, пожилым. Они приходят и замирают, забывают про гаджеты, ходят рассматривают и спрашивают. Еще мы проводим мастер-классы, которые также интересны разновозрастным посетителям. Здесь раритетные издания, рассказывающие о истории праздника, много чего - всего более 350 экспонатов, собранных как из фондов музея, так и из частных коллекций горожан.

А еще мы играем в одну дворянскую забаву «Фанты». Интересно, но практически все школьники и студенты говорят пожелания для всех, а не для себя лично. Хочу, чтобы в мире не было бездомных детей, чтобы нашли лекарство от рака, чтобы не было войны… Это замечательно!

Мария Стрыгина.