Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
16 Декабря 2016

Предлагаем вниманию читателей интервью с участником VII Международного фестиваля «Вера и слово» иереем Димитрием Никитиным. На форуме отец Димитрий работал с фотографом и руководителем епархиальной видеостудии «Благословенный Алтай» Михаилом Полубедовым. Фестиваль проходил 24–26 октября в подмосковном пансионате «Клязьма».

Как-то по итогам Международных Рождественских чтений, проходивших в Москве, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий отметил, что главный их итог – это возможность погрузиться в особенную атмосферу Чтений, напитаться ее духом, зажечься… И привел такой образ для сравнения: если посолить один огурец, то он не просолится и пропадет, испортится, а если засолить огурцы в бочке, то они напитаются особенным соком, рассолом, по-настоящему просолятся и приобретут необыкновенный вкус.

А Вы зачем едете, и уже не первый раз, на Фестиваль – приобрести новые знания, расширить круг знакомств или, может быть, также напитаться особой атмосферой этого собрания? И с чем Вы поехали на VII Международный фестиваль «Вера и слово»?

–Действительно, мы принимаем участие уже не первый год. Раньше этот форум назывался «Фестиваль православных СМИ», теперь он называется просто – «Фестиваль “Вера и слово”», и это как раз говорит о том, что круг наших коллег расширился. Присутствие представителей светской журналистики на данной площадке заметно возросло. Не думаю, что это объясняется каким-то праздным любопытством. Всех нас – церковников и не-церковников – объединяет Христос. В чем наша задача в отношении светских СМИ? Я как-то задавал вопрос В.Р. Легойде: «А нужно ли воцерковлять наших светских коллег?», на что он ответил: «Этого делать не нужно. Наша задача совершенно другая – свидетельствовать о Христе…»

Что касается программы Фестиваля, то он проходил в течение трех дней – с 24 по 26 октября. График был достаточно плотным ввиду большого количества мероприятий, поэтому все посетить было просто невозможно. Мы выбирали, прежде всего руководствуясь соображениями полезности для нашего отдела. Наш уважаемый Михаил посещал, например, мастер-классы по фотографии и созданию современного короткометражного видеоконтента, встречался и обменивался опытом с представителями пресс-службы Патриарха.

Я был на встрече с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойдой, которая состоялась накануне открытия Фестиваля. По традиции, встреча носила неформальный характер и проходила в диалоговой форме. Поэтому многие смогли задать вопросы Владимиру Романовичу по части своей работы в информационном пространстве. В этот же день прошла встреча и с руководителем Патриаршей пресс-службы иереем Александром Волковым.

В просмотре и обсуждении фильма «Монах и бес» приняли участие?

– Да. Специально воздержался от просмотра дома, до поездки на Фестиваль. Хотелось увидеть на большом экране, да еще и пообщаться с Н.Н. Досталем, режиссером этой картины. К слову, это был самый насыщенный день – 25 октября. Фильм был показан в самом его конце, что называется «под занавес». А вначале нам всем пришлось вставать ранним утром и ехать в столицу. Центральным событием всех наших мероприятий была, конечно, встреча со Святейшим Патриархом Кириллом в Храме Христа Спасителя. Выезд был назначен на 6:30 утра, с тем чтобы избежать больших пробок и не опоздать на большую пресс-конференцию, которая состоялась в 11 часов в Зале Церковных Соборов.

Что было в центре внимания выступления Его Святейшества, какая главная мысль?

– Мне очень понравилось в его словах следующее. Обращаясь к нам, Святейший Патриарх, призвал к умению «отделять сигналы от шумов», то есть содержательное от пустого. Особенно, когда речь идет о соприкосновении с информационной сферой. И чтобы в конечном итоге не потеряться и сохранить свой внутренний потенциал, эти шумы, по словам Первосвятителя, нужно решительно отсеивать, стараться не обращать на них внимания.

То есть не метать бисер перед свиньями…

– Это тоже прозвучало. В ответе Патриарха на один из вопросов о нападках на Церковь и возможности диалога с антиклерикалами. Главный посыл – нужно поступать разумно. В противном случае мы опустимся в нашей деятельности до простого перепирания, переливания из пустого в порожнее. Понятно, что при этом никакого коэффициента полезного действия не будет.

Но действительно важные темы обсуждать надо. Одна из них – навскидку – проблема абортов. Сейчас пока не идет речь о полном их запрете, но о выведении из системы обязательного медицинского страхования. Может быть, в перспективе этот вопрос будет поднят самым решительным образом.

– Мягко говоря, это полумера… Впрочем, даже и это предложение вызывает ожесточенное сопротивление у либеральной части общества и СМИ.

– Именно, у тех, кто не желает признать за зачатым ребенком статус человеческого существа, для кого ценность человеческой жизни – пустой звук.

 А вот 27 июня 1936 года без особых проволочек и при полном одобрении трудящихся было принято постановление ЦИК и СНК СССР, запрещавшее аборты. В итоге число рождений, к примеру, только в Москве увеличилось с 70 тыс. в 1935 году до 136 тыс. в 1937-м. Но увы, 23 ноября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов». Такое условие для «улучшения отношений» между СССР и США поставили перед Хрущевым американцы наряду с требованием сокращения Вооруженных Сил СССР и осуждения деятельности Сталина. Все три пункта, как известно, Хрущев выполнил… (см. http://anaga.ru/180755.htm).

– Печальный факт, а хотелось бы как раз по-другому. Несмотря на то, что Церковь вне политики, она не может оставаться безучастной там, где совершается беззаконие: попираются христианские идеалы или, например, существует угроза духовному или физическому состоянию человека. И здесь голос Церкви особенно важен. Она вправе в конце концов делегировать своих представителей, которые будут отстаивать право, в данном случае, на жизнь человека. И так, думается, проблема абортов сдвинется с места.

– Особенно если общество наконец осознает, что убийство ребенка во чреве – это не просто грех, но грех, вопиющий к Небу об отмщении. Как любая пролитая кровь, начиная с крови Авеля, пролитой Каином. Помните: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» (Бытие, 4, 9). И с нас Он спросит. Такой грех не проходит даром никому – ни женщине, решившейся на аборт, ни врачу, совершившему его, ни мужу, ни государству, которое узаконило аборты. В последнем случае грех ложится на весь народ так утверждают афонские старцы…

– Речь как раз и идет о том, чтобы когда-нибудь, в обозримом будущем, я надеюсь, законодательно запретить аборты. Вообще социальное, как и молодежное, церковное служение были центральными темами Фестиваля. Говорилось о помощи людям с ограниченными возможностями, о волонтерском движении. Была так называемая панельная дискуссия о том, как нам лучше эти темы освещать.

Лично меня порадовало утверждение, что для лучшего вхождения в тему необходимо быть не сторонним наблюдателем, а активным участником того или иного события. Иными словами, если ты готовишь видеосюжет о больнице, то лучше всего тебе самому туда пойти и предложить свою помощь по уходу за больными персоналу лечебного учреждения. Вот как это делает, например, митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Доподлинно известно, что он моет полы в больнице скорой помощи и придерживается данной традиции уже более 10 лет. Не думаю, что все это делается в целях собственного пиара. Скорее, по зову души. Хочешь приблизиться ко Христу? Тогда делай то, что заповедовал Господь! Прежде всего, участвуй в делах милосердия, проявляй доброе отношение к людям. Кто наш ближний? Тот, кто нуждается в нашей помощи. Это дело полезное и спасительное не только для мирян, но и для священнослужителей. Делай добро, и оно к тебе с избытком вернется.

– Вернемся к фильму «Монах и бес» и его обсуждению…

– Фильм мы увидели в конце дня, поздним вечером, около десяти часов по-местному.

– Обсудить успели?

– Да. Был интересный момент. Владыка Иона, который возглавил молебен на открытие Фестиваля, возглавлял также ряд других мероприятий, в том числе просмотр и обсуждение фильма «Монах и бес». Там был и режиссер фильма Николай Досталь, который сказал: «Я вижу, вы сильно устали после напряженного дня, готовы ли вы к просмотру и обсуждению фильма, который продлится почти два часа?» Все согласились. Уже во время просмотра фильма была довольно бурная реакция – аплодировали, смеялись... Думаю, многим фильм понравился. Я заметил связь фильма с нашей современностью. Главный герой – монах, который страдал одержимостью и боролся с бесом, сидевшим внутри него.

– Я тоже посмотрел фильм, безусловно, талантливый, сделанный с юмором, и все же некоторые моменты смутили меня, и не только меня, вызвав неоднозначную реакцию зрителей, разные мнения и даже недоумение. Например, бес говорит монаху, который мечтал попасть на Святую Землю: поклонишься мне, душу продашь – отвезу тебя в Иерусалим. И тот соглашается! Как это понимать? В древнерусской повести о легендарном путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим святитель молился ночью и, услышав бульканье в рукомойнике, сотворил молитву и оградил сосуд крестным знамением, заперев беса. Тот начал вопить, «палимый огнем». Святой пообещал отпустить его под условием свозить его в Иерусалим в ту же ночь и обратно доставить в Новгород. Бес, «аки конь», доставил его ко Гробу Господню, где святой помолился и таким же путем вернулся обратно. Но ведь это совсем другая история!..

В фильме легенда искажена до неузнаваемости, смысл изменен на противоположный. По сути, монах продал душу дьяволу! Это как-то не совсем по-православному.

– Не продал, а только пообещал. В конце фильма душа монаха возносится, бес тщетно пытается ее уловить… Безусловно, есть в фильме авторский вымысел. Но тем не менее, судя по реакции во время и после просмотра, многим фильм понравился. Не менее интересным было, конечно, пообщаться с автором картины, услышать его личную трактовку. И, конечно же, то, что осталось, может быть, за кадром. Режиссер рассказал об агиографических источниках, которые вдохновили его на создание сценария фильма.

Мне кажется, это история о любви, о тщетной попытке человека обратить темную силу на путь истины… Большим плюсом фильма является искрометный, не плоский юмор. Не случайно кто-то определил жанр картины как «духовная комедия». В узком и прямом смысле – это фильм о монахе, который находился в состоянии одержимости. Более широко – фильм о нашей современной жизни, о непрестанной борьбе с грехом, о битве добра и зла. Это тема вечная, она будет до тех пор, пока существует наше бытие, до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

– Вы побывали на разных мастер-классах, в том числе мастер-лаборатории Е.М. Стрельчика (и.о. ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» – прим. ред). О чем шла речь?

– Речь шла о том, как правильно оформлять печатные издания, о соотношении текста, выборе шрифтов и цветовых решений, о том, что официальное издание не должно содержать каких-либо излишеств в оформлении, о том, что приемлемо или неприемлемо в заголовках и т.д. Кстати, была выставка печатных изданий, и мы там представили «Алтайскую миссию» и «Покров». Было заметно, что людей в основном интересуют полноцветные глянцевые издания, такие как у нас. Обычные газеты практически не разбирали. Кому-то была важна информация, а кому-то – картинки.

– Не ощущается перенасыщенность печатными изданиями? Нет ощущения, что люди «наелись» различного рода изданиями, в том числе православными?

– Я бы так не сказал. Дело в другом: есть интернет, где сейчас все это доступно в электронных версиях. Более того, сегодня интернет становится мобильным. Современные гаджеты с их возможностями в Сети позволяют творить чудеса. Google знает все! А хорошая книга или журнал стали в каком-то смысле элитарным явлением: подержать в руках, полистать страницы, ощутить всю прелесть современной качественной полиграфии может позволить себе теперь, увы, не каждый. Очень жаль, что не было отдельного конкурса для периодических изданий.

– А какие конкурсы были?

– Был фотоконкурс «Вера, любовь и юность», в котором мы также принимали участие. Целью конкурса было максимально широко и достоверно показать участие молодежи в жизни и социальном служении Церкви, а также способствовать росту интереса профессионального фотосообщества к жизни Русской Православной Церкви. Работы принимались в трех номинациях: фотоистория, одиночный снимок и портрет. Всего в состязании приняли участие более 500 фотографов из разных регионов РФ. Работы победителей были выставлены в  Галерее классической фотографии в Москве.

Кроме этого, вне конкурсной программы были презентации отдельных фильмов. Награждали и за некоторые выдающиеся сайты, но специального конкурса как такового тоже не было. В целом, Фестиваль был просто перенасыщен мероприятиями.

– Вы также попали на спектакль «Человечки»… Что это было за представление?

– После встречи с Патриархом Кириллом в Зале Церковных Соборов состоялся допремьерный показ спектакля «Человечки». Речь идет о двух совсем молодых, еще нерожденных мальчике и девочке в утробе матери, которые должны появиться на свет. Тема животрепещущая… Дети между собой рассуждают, как они появятся на свет, кого как назовут. Ну а дальше, как я понял, там разворачивается трагедия. Дети услышали разговор памы с мамой, услышали, как происходит между родителями ссора. И вот речь идет уже об аборте. Но, кроме того, дети чувствуют, что кроме родителей есть еще Кто-то – любящий и заботящийся о них. Конечно, речь идет о Боге. Такой вот интересный замысел. Автор – известный режиссер И.Я. Афанасьев. Об идее спектакля рассказали Патриарху, и Святейший Владыка благословил продолжать работу над постановкой. Главная идея произведения: люди, задумайтесь, что вы делаете, ведь речь идет о живом человеке!

– О живой душе…

– Да. И это как в раз в тему того, о чем говорил Патриарх, о чем говорили спикеры на форуме в защиту жизни. Ведь социальное служение предполагает, в том числе, охрану детства и материнства, заботу о нерожденных и уже рожденных детях.

А затем мы поехали на открытие выставки в Галерее современной фотографии. Я, признаюсь, надеялся, что наша делегация займет какое-нибудь место, хотя бы третье, поскольку наш уважаемый Михаил делает достойные вещи на самом профессиональном уровне. Увы, загад не бывает богат. Но зато мы посмотрели работы победителей, а также отметили для себя, на что в будущем следует обратить внимание, на чем сделать акцент. На мой взгляд, в жюри были достаточно компетентные специалисты, поэтому зря наград никому не давали.

– То есть все было по-честному?..

– Думаю, да. Здесь было два критерия: художественное мастерство и актуальность содержания. Были, конечно, снимки многозначные, которые можно было «притянуть за уши» практически к любому событию. Мне понравились почти все работы. Особенно запомнилась фотоистория о том, как одна девушка постриглась в монахини. Это серия фотографий, сделанных в течение пяти лет.

– Подводя итоги… Оправдал ли Ваши надежды Фестиваль? Есть ли и каковы Ваши пожелания организаторам и учредителями Фестиваля на будущее? Чего там не хватало?

– Все было замечательно, может быть, даже слишком. Чтобы охватить все, однозначно одного и даже двух участников в делегации не достаточно. Но это, скорее, пожелание к нам, чем к москвичам. Пожалуй, как любителю русского языка, хотелось бы встретиться на форуме с известными филологами-языковедами, поучаствовать в дискуссиях и мастер-классах на темы красоты родного языка, умения грамотно выражать свои мысли устно и на письме. К слову, несколько лет назад на курсах повышения квалификации от СИнфО, в Новосибирске, я уже высказывал подобные пожелания, но пока все остается как есть.

– Фестиваль проходил в Подмосковье. Не лучше ли проводить такие мероприятия в самой столице, чтобы его участники теснее могли соприкоснуться с жизнью «дорогой столицы, золотой Москвы»? Ведь для некоторых участников поездка на Фестиваль – это единственная возможность посмотреть на самый красивый город мира. Помните: «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал»?

– Еще в 2010 году мы собирались в самой Первопрестольной. Но, как известно, в Москву едут не только с официальной программой, поэтому организаторы столкнулись с тем, что на мероприятия фестиваля, особенно на его финальную часть, попадали не все. Сходили с дистанции буквально после открытия форума. И не удивительно, ведь у каждого были какие-то свои планы посещения столицы. По всей видимости, для достижения максимальной эффективности и, конечно, ради церковной пользы и стали «забрасывать» нас на окраины Москвы. Ну, а тот, кто все-таки московской суеты не видал, тот всегда имеет возможность уехать в центр на маршрутном такси. Стоимость проезда при этом, полагаю, будет непривычно столичная.

Беседовал Владимир Клименко