Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
10 Января 2016

Каждый человек, рожденный в мир, всей своей душою стремится стать счастливым. Счастье для каждого – свое: кто-то стремится к материальному благополучию и земной славе, кто-то жаждет общественного признания и профессионального роста,  а кто-то искренне и неприметно служит Богу и всею душою любит Его. Именно таким был отец Николай Попов. С простотою сердца батюшка с амвона говорил о различии между истинным и ложным счастьем, о легкости первых шагов на пути к мнимому счастью и о сложности исправления своей жизни, о единственной Путеводной Нити на пути к спасению. Он так просто и убедительно  об этом говорил, что казалось, будто он сам уже прошел этот путь и оттуда, из области счастья, протягивал руку своим чадам.

Почти двадцать лет церковная паства держалась за сильную и мужественную  руку отца Николая. Казалось, что жизнь с ним рядом продлится долго… Но он ушел из этой жизни, а мы, словно кусочками смальты, теперь выкладываем его портрет.

Отец Николай на первый взгляд казался суровым и, может быть, несколько  небрежным, но за этой пеленой он прятал великий дар  – дар любви. Именно своей тихой любовью он давал возможность всем нам увидеть,  к какому Великому Сокровищу мы причастны.

«Прекрасная и достолюбезная юность»

Родился Николай Ильич Попов 20 августа 1954г. в семье простых тружеников- крестьян. Отец, Попов Илья Николаевич, работал водителем, а мать, Попова Нина Васильевна, была няней. Молодость родителей отца Николая пришлась на очень тяжелое революционное время, поэтому получить достойное образование они не имели возможности. Деды и прадеды отца Николая были людьми высокообразованными,  имели высшее духовное, бухгалтерское, педагогическое и инженерное образования. Дед батюшки по линии отца  проектировал и строил мельницу на Алтае в Залесовском районе. Дед по линии матери трудился на должности бухгалтера в Барнаульских заводах. Прадед был священнослужителем, окормляя паству в селе Овечкино Завьяловского района.

В семье, где потом и кровью добывался хлеб насущный, где царил патриархат, уважение к старшим поколениям родился солнечный и искренний мальчик Николай. В школе он преуспевал в точных науках, но и не оставлял без внимания гуманитарных: хорошо знал историю, грамотно писал, любил литературу. Любознательность и желание постигать и изучать мир Божий сохранилась в нем до последнего дня.

Впитав с молоком матери любовь к труду, он решил стать строителем и продолжать нелегкое дело отцов: благоустраивать и благоукрашать родной край. Николай поступил и успешно окончил Барнаульский строительный техникум по специальности «Промышленное и гражданское строительство».  Выбор специальности стал судьбоносным: в будущем Николай воздвигнет своими руками храмы Божии.

«Иди… нимало не сомневаясь…»

Молодость и зрелость отца Николая пришлись на тяжелое безбожное время, но, несмотря на это, он четко знал, чего ищет – он ищет Бога и жаждет найти путь, ведущий к Нему.

Профессиональная деятельность батюшки была достаточно обширна: он трудился на должности инженера-конструктора на Алтайском заводе агрегатов; мотористом Домостроительного комбината; слесарем-ремонтником управления «Водоканал», слесарем-механиком в трамвайно-троллейбусном управлении. Последнее место работы стало очень значимым в жизни будущего священника: там, в среде простых необтесанных трудяг, он знакомится с парнем по имени Геннадий. Вместе с ним они начинают вести разговоры на религиозные темы и ходить в храм, участвовать в церковных таинствах.

В храме Николая ждало еще одно судьбоносное знакомство – знакомство с протоиереем Михаилом Капрановым. Это были не просто приятельские отношения – это была крепкая глубокая  дружба двух родных по духу людей. Именно в этом общении будущий пастырь разрешал многие волнующие его вопросы, учился истинным христианским добродетелям.  Следуя доброму примеру отца Михаила, Николай принимает твердое решение стать священнослужителем.

7 апреля 1996 года  в Праздник Входа Господня в Иерусалим, который совпал с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая рукоположил во пресвитеры епископ Барнаульский и Алтайский Антоний. Так начал свое священническое служение батюшка Николай, ни на минуту не сомневаясь, что смыл его жизни – в служении Богу.

«Узки врата и тесен путь, вводящие в жизнь…» (Мф. 7, 14)

После хиротонии отец Николай был назначен настоятелем храма в с. Ларичиха. Батюшка возглавил приход  непривычного в нашем понимании храма: это была ветхая избушка, в которой и была обустроена молитвенная комната.

Перед отцом Николаем стояла важная задача: не только окормлять вверенную ему паству и совершать Богослужения, но и своими руками возводить храм Божий. Батюшка с великой радостью взялся за это непростое дело: оформлял необходимые документы, делал проект будущего храма, приобретал материалы, собственноручно делал сруб. Он не боялся никакой работы, его не пугали трудности и искушения, которые обязательно посылаются человеку, творящему доброе дело.

Отец Николай, не щадя своих сил и здоровья, трудился на благо церкви, всецело вверяя себя Божьему промыслу. Через многие трудности пришлось пройти батюшке: приход был настолько беден, что каждая копеечка была на счету и откладывалась на строительство храма; в селе ему не было предоставлено жилья, поэтому обедать и немного отдыхать от своих трудов ему приходилось в полуразрушенном здании бывшего сельского магазина; от Барнаула до Ларичихи  в летний зной и зимнюю стужу батюшка добирался на электричках. Эти и многие другие трудности не сломили его, ведь он твердо знал, что делает это во славу Божию.

Кроме служб и строительных работ, батюшка активно участвовал в жизни сельского хосписа, где были собраны обездоленные и тяжелобольные. Отец Николай с искренним состраданием и любовью относился к этим людям: причащал и исповедовал, поддерживал и ободрял.

Сейчас село украшает прекрасный деревянный храм, а отца Николая помнят, как строгого, но справедливого воина Христова. Храм – это любимое батюшкино детище, в которое он вложил всю свою душу и любовь. Он  не искал себе награды земной, а собирал сокровища для жизни вечной.

«Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного»  (Св. Антоний Великий).

Отец Николай всегда спешил делать добрые дела. Он всегда отчетливо понимал, что наша жизнь очень коротка, что земное счастье и благополучие – это лишь прах пред лицом Божиим. Поэтому, отринув все суетные заботы, он спешил благоугодить Богу.

Господь дал возможность отцу Николаю потрудиться на ниве возрождения еще одного храма. Батюшка был не только настоятелем храма, но и клириком тогда еще деревянного храма Иоанна Богослова в г. Барнауле. В планах было строительство большого каменного собора. Отец Николай и тут не мог остаться безучастным: он, будучи священнослужителем, наравне с простыми работягами -строителями трудился,  возводя стены будущего храма. После Богослужения, батюшка спешил на стройку и, засучив рукава, приступал к тяжелой работе.  В этих трудах он не щадил себя, не берег своих сил и здоровья, а самоотверженно и всецело отдал себя на служение Богу.

Все труды, которые нес батюшка, проходили в истинной христианской простоте: он был зачастую грязный от строительных  работ, от дома до храма добирался на велосипеде, подвернув подол подрясника, сознательно избегал славы и наград, ибо копил богатство нетленное и некрадомое.

«Где просто, там ангелов со сто…»

Отец Николай всю свою жизнь провел в простоте и нищете. Жил в стареньком доме, ездил на общественном транспорте, носил простую, порой изрядно потрепанную одежду. Автомобиль у батюшки появился незадолго до выхода на пенсию: и опять же самый простой, он его ласково называл «бобиком» и на нем спешил к своим духовным чадам. За несколько месяцев до смерти батюшки, в результате несчастного случая сгорела и эта машина. Видимо, Богу угодно было призвать свое чадо, которое совершенно не связано с этим миром ничем материальным.

Батюшка, сам не имея за душой ни гроша, стремился помочь страждущим и бедным, тем, от кого все отказались. В доме батюшки всегда были те, кого он с отцовским теплом принимал, давал хлеб и кров. Он с любовью и неподдельной радостью протягивал руку всем просящим, никогда не проходил мимо стоящих у паперти, всегда оказывал им посильную помощь.

Отец Николай очень любил трудиться на земле: он сам выращивал овощи, долгое время держал скотину. Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь простого, на первый взгляд ни чем не приметного священнослужителя.

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие…» (Деян.14:22)

На долю отца Николая выпало страшное испытание – тяжелая неисцелимая болезнь. Апостол Павел в своем послании говорит: «…если внешний наш человек…тлеет, то внутренний…обновляется» (2Кор.4:16). Так было и с отцом Николаем. Во всех своих недугах он обращался к Богу и только у Него искал исцеления.

   Долгое время батюшка отказывался обратиться в больницу. На уговоры родных и прихожан храма он отвечал резким и порой даже грубым отказом. Тем временем болезнь прогрессировала: отец Николай сильно похудел, сгорбился, он  испытывал нестерпимую боль. Но и это не сломило его. Он продолжал, будучи тяжелобольным,  ездить в храм, исповедовать, служить молебны и панихиды. Не всегда он мог делать это стоя, но для отца Николая служение Богу было необходимо как воздух, поэтому, пока ходили его ноги, он стремился быть в храме.

Батюшка полностью вверил свою жизнь Богу, твердо веруя, что все испытания необходимы для спасения бессмертной души. Когда отец Николай был уже не в силах отказываться от лечения, его состояние здоровья было уже крайне тяжелым. Несколько раз он проходил очень сложное лечение, после которого наступало кратковременное улучшение. И в эти моменты он стремился в храм, хотя бы просто вдохнуть церковного воздуха.

Состояние отца Николая резко ухудшилось. Беспощадная болезнь сковала его полностью. Прогнозы врачей были неутешительными. Страшным недугом была поражена каждая клеточка его тела. Это были нестерпимые муки, которые он терпел безропотно, твердо давая себе отчет в том, что это необходимо претерпеть ради вечной жизни с Господом.

Мы, бывшие с батюшкой рядом и любившие его всей душой, не теряли надежды, и вместе с беспомощным и обездвиженным батюшкой молились. И Господь его слышал и давал силы и мужество с достоинством пройти этот путь.

«Но печаль ваша в радость будет…» (Ин.16:20)

Жизнь отца Николая многому нас научила: он был человеком искренним, светлым, горячо любил Бога и самоотверженно Ему служил до последней минуты своей жизни. И кончина его была поистине христианской. Батюшка, испытывая невыносимые муки, ни разу не позволил себе пожаловаться. Лишь в последние минуты своей жизни он признался, что ему невыносимо тяжело.

Отец Николай ежедневно причащался, соборовался, успел сказать своим родным самые важные слова, со всеми примириться.  До последнего своего издыхания он исповедовал Святую Троицу,  горячо молился, верил и кротко терпел ниспосланные скорби.

Запомнилась улыбка батюшки в последние дни его жизни. Это была улыбка ребенка. Господь очистил и преобразил его душу, а мы стали свидетелями  этого чуда.

Отец Николай преставился на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после очередного причастия. Холода смерти не ощущалось,  была лишь твердая уверенность в том, что он родился для новой жизни. 

Чин отпевания священнослужителя был необыкновенно величественным. Пастыри и усопший батюшка Николай  были облачены в белые ризы. Отец Николай держал в руках крест, тот Крест, с которым он достойно прошел свой жизненный путь, являясь служителем и совершителем Таин Божиих. А храм в честь убиенных в Вифлееме младенцев был полон народу. Неслучайно и то, что на сороковой день после смерти батюшки приходится память этих мучеников.

Ночью, после чтения Евангелия один из священнослужителей сказал: «отец Николай был отцом для всех простых людей». Действительно так и было. Он в своей простоте стремился помочь каждому, кто нуждался в нем. И неважно богат он или убог, болен или здоров – он был отцом и нищим у паперти, и страдающим винопитием, и больным физически и душевно. Он был открыт для всех. Возможно, батюшка не умел говорить красивых проповедей, мог быть резким, но он неподдельно любил и непрестанно молился.

Уход батюшки – это, безусловно, огромная утрата и нестерпимое горе для родных, для духовных чад.  Но он был со Христом, а значит – он жив.

…На кладбище, когда опускали в землю гроб батюшки, из-за туч показалось необыкновенно яркое солнце, оно осветило и согрело всех, кто в эти минуты прощался с отцом Николаем. Так перешел из временной в жизнь вечную иерей Николай. Мы верим, что батюшка своей жизнью угодил Господу и удостоился вечных благ!

Царствие Небесное и вечная память иерею Николаю…

Автор: Нина Попова-Мищенко

Фото: из семейного архива, епархиального вестника "Алтайской миссии", Информационного отдела Барнаульской епархии