Новости Магаданской и Синегорской епархии
12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Магадана.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Сергий (Тайнашкин), ключарь собора иеромонах Паисий (Киселев), председатель епархиального отдела благотворительности и социального служения иерей Сергий Зеленов, руководитель пресс-службы епархии протодиакон Сергий Епифанцев.
После Литургии был совершен молебен святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.
По окончании богослужения архипастырь обратился к молящимся с проповедью.
- Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святых первоверховных апостолов! Совершенно разным было обращение ко Христу этих великих мужей: Петр – один из первых учеников Христовых, простой рыбак, имевший горячую веру, и бывший свидетелем всех чудес Господа; и Павел – ученик знаменитого раввина Гамалиила, римский гражданин и, до обращения ревностный гонитель христиан, призванный Господом чудесным образом именно в тот момент, когда он в очередной раз участвовал в гонении на последователей Христовых.
Они были совершенно разными людьми, но с первых веков Святая Церковь именует их первоверховными, как более всех потрудившихся на ниве апостольского служения, и чтит их память в один день. По древнему преданию этот день является днем мученической кончины обоих апостолов. С той лишь разницей, что Апостол Петр был распят на кресте, а Павел, будучи римским гражданином, был подвергнут другой казни – усечению мечом ровно через год после смерти Петра.
Обращаясь к ним в своих молитвах, будем помнить о том, что каждый из нас призван к апостольскому служению. Благочестивой жизнью, исполнением заповедей Божиих, кротостью и любовью в общении с ближними мы можем приводить людей ко Христу. По слову Самого Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Нужно всегда помнить об этом и стремиться исправить свою жизнь, подчиняя ее евангельским заповедям, и непрестанно нести в мир благую весть о Христе, - сказал Высокопреосвященный владыка, обратившись к молящимся.
Пресс-служба епархии
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI–XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.